Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ

Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ

Опубликовано 21.04.2020

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Она вызывает существенное изменение в его психике. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра, игровая деятельность является средством психолого- педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Игра является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе. А знание особенностей игры детей с отклонениями в развитии, условия ее организации с разными категориями детей с ОВЗ является важнейшим условием эффективной работы.

Современная политика в сфере дошкольного образования определяется реализацией Федерального закона «Об образовании в РФ», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Содержание дошкольного образования, определенное в образовательных областях ФГОС ДО, может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка): – в младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; – в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; – для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а так- же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Опираясь на требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, педагоги ДОУ организуют разнообразные виды детских игр, как средство освоения детьми содержания дошкольного образования. Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А. Н. Леонтьев подчеркивал значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника.
Особенно важное значение, как инструмент развития и познания, игра приобретает для детей с ОВЗ. Как показывает практика, при поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к игрушке неустойчивый и действия с ней самые элементарные. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога – научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий. По нашему опыту, формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения. О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир: он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».
В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:
1. Правило последовательности: – игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями; – объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием; – игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала: – игра должна быть с четко сформулированными правилами; – подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия). В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
В практике обучения детей с ОВЗ широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
В начале обучения игре основными являются следующие задачи:
– формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре;
– обучение использованию игрушки в соответствии с ее функциональным значением;
– обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно;
– обучение воспроизводству связанных между собой логически определенных действий (цепочки: сначала стираем, потом развешиваем и т. д.);
– воспитание бережного отношения к игрушке;
– обозначение словом, предложением предметов и действий.
Как показывает практика, в процессе обучения наиболее эффективными являются следующие приемы:
1) показ игровых действий педагогом,
2) совместное выполнение игровых действий,
3) выполнение заданий по словесным инструкциям,
4) самостоятельное обыгрывание игрушек.
Важным при обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:
 – Наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов. Например, после того, как дети помыли руки и должны приступить к еде, педагог обращает внимание, что вначале они 10 помыли руки, а потом садятся за стол; подготавливаясь ко сну, заостряем внимание, что они сейчас разденутся, наденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать. Такой алгоритм дети используют в игре с куклой: сначала ее кормят, а затем укладывают спать.
– Выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки. Например, взрослый произносит: «Давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать?». Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к их реализации. В результате правильно организованного обучения игре дети с ОВЗ начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила.
Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, отражают в игре роль труда взрослого человека, передают отношения между людьми, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Таким образом, организация обучения детей с ОВЗ игровой деятельности компенсирует ряд отклонений в их развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать и отражать окружающий мир в разных видах детских игр, учиться строить взаимоотношения в социуме, перенося эти отношения в игру.

Подготовила учитель – дефектолог Орехова О.В.