Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

В поисках пропавшей азбуки

Опубликовано 27.05.2019

Конспект итоговой НОД в подготовительной к школе группе
Образовательная область:  речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: систематизация и актуализация раннее полученных знаний, умений и применение навыков детей по элементарной грамоте.

Задачи:
Уточнить и обобщить представления детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово»; закрепить умение выделять первый и последний согласные звуки в слове; упражнять в делении слов на слоги.

Совершенствовать познавательные  процессы (зрительное, слуховое восприятие и внимание, память, мышление), способствовать формированию навыков самоконтроля за автоматизируемыми звуками, грамматически правильным оформлением речевого высказывания.

Создавать условия для воспитания познавательного интереса, активности на занятии; умения слушать взрослого и товарищей, следовать правилам игры, желания и умения работать в коллективе.
Форма проведения – подгрупповая квест - игра.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно – творческая.
Материалы и оборудование:

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (И.В.): Ребята, вот и заканчивается последний учебный год в детском саду, скоро вы пойдёте в школу. Вы получили здесь много знаний, а в школе вам предстоит ещё многому научиться. Сегодня у нас необычное занятие. Нас ждут увлекательное путешествие, интересные задания и занимательные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и весь вечер было хорошее настроение.

Проблемная ситуация

Воспитатель (И.В.): Ребята, сегодня мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Давайте  послушаем его.
Звучит аудиозапись «письма» от Феи Грамоты: «Мои дорогие друзья! Я – Фея Грамоты. Хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новыми буквами и звуками. Но случилась беда. Злая колдунья похитила мою волшебную азбуку. И теперь дети нашей страны не смогут научиться читать. Помогите, пожалуйста, найти азбуку. А путь вам покажут мои подсказки.»

Основная часть

Логопед: Ребята, что же теперь делать? (ответы детей) Все согласны помочь? Вокруг себя повернись и в сказочной стране Феи Грамоты окажись. Но прежде, чем отправиться в путешествие по этой волшебной стране, давайте вспомним, из чего состоит наша речь.
Дети: Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.

Логопед демонстрирует детям первую карточку подсказку.
(схема буквы для математического планшета)

Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Какие звуки мы называем гласными?
Дети: Те, что состоят из голоса, воздушная струя не встречает преград. Гласные звуки тянуться и поются.
Логопед: Каким цветом обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Логопед: Какие звуки мы называем согласными?
Дети: При их образовании воздушная струя встречает преграду – губы, зубы, язык.
Логопед: Каким цветом обозначаем твёрдые согласные?
Дети: Синим.
Логопед: Каким цветом обозначаем мягкие согласные?
Дети: Зелёным.
Логопед: Ребята, чем на письме мы обозначаем звуки?
Дети: Буквами.
Логопед: Вспомните, чем отличается буква от звука?
Дети: Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим.
Игра «Сложи слово»
Логопед предлагает детям объединиться по три человека. Каждая тройка получает конверт с буквами. Дети договариваются между собой кто, какую букву будет рисовать резиночками на математическом планшете.
Логопед: Ребята, каждый из вас нарисует букву резиночками на математическом планшете, затем каждой тройке нужно сложить слово из ваших букв.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Ребята, какие слова у вас получились?
Дети: мак, кот, дом, тут.
Логопед: Молодцы!

Игра «Отгадай слово по первым звукам»

Логопед: Ребята,рассмотрите внимательно картинки на мольберте. Назовите их и определите первый звук в словах. По первым звуком угадайте зашифрованное слово.
Дети: Утка.
Логопед: «Утка» – это вторая подсказка. Где плавает утка?
Дети: В  пруду, на озере.
Логопед: Давайте посмотрим, есть ли в волшебной стране озеро или пруд. Отправляемся к нему.

Игра «Рыболов»

Логопед: Посмотрите, какие необычные рыбы плавают в этом пруду – у них на спинках картинки. А вот ведёрки с буквами и удочки. Нужно поймать рыбку, назвать картинку, определить первый звук в слове и положить её в своё ведёрко с буквой.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, посмотрите, в пруду остался один краб. В своих клешнях он держит башмачок.  Можно ли поместить эту картинку в одно из наших вёдер? Почему?
Дети: Это лишнее слово.
Логопед: Значит «Башмачок» - это следующая подсказка. А вот и следы от него.  Давайте, посмотрим, куда они нас приведу?

Дети идут по следам.

Воспитатель (И.В.): Ребята, следы вас привели к мудрой сове. Она знает, где спрятана азбука и готова нам помочь, если вы справитесь с её трудным заданием.

Игра «Собери картинку»
(дети собирают птиц из геометрических фигур танграма)
Воспитатель (И.В.): Молодцы! Какие замечательные получились у вас птицы. И сова даёт нам следующую подсказку. Смотрите, что это? (показывает картинку пещеры)
Дети: Пещера.
Воспитатель (И.В.): Нам надо найти пещеру.

(Ищут пещеру в сказочной стране)

Воспитатель (И.В.): Вход в пещеру завален камнями. Чтобы попасть внутрь, надо разобрать завал. Но камни тяжёлые, мы можем поднять только два камня сразу общим весом 9 (10) килограммов.

Дети выполняют задание (состав числа «9»).

Игра «Кто спрятался в комочках?»

Воспитатель: Ребята, смотрите, в конце пещеры какие – то странные бумажные комочки. Давайте их развернём, может, найдём следующую подсказку.

Дети разворачивают бумажные комочки и разглаживают их.
На одном из листочков клей и кисточка..

Воспитатель (И.В.): Ребята, «Клей и кисточка» - это ещё одна под-сказка.


Продуктивная деятельность
(коллективная работа)
Воспитатель (О.В.):
Педагог: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и нашли Азбу-ку…..
Во время выполнения задания незаметно появляется азбука.

Рефлексия
Педагог: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Феи Гра-моты? Всё ли у вас получилось? Какое задание было для вас самым труд-ным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Выслушав ответы детей, педагог отмечает индивидуальные дости-жения детей. (Мне понравилось, как Алёна сегодня активно помогала Даниэлю. А Андрей быстрее всех собрал ворону из геометрических фигур. Катя и Валера очень старались следить за звуками. И пр.)
Воспитатель (И.В.): Мне кажется, снова пришло голосовое сообще-ние. Точно от Феи Грамоты! Давайте послушаем.

Звучит сообщение: «Ребята, у вас всё получилось. Вы нашли мою волшебную азбуку. Теперь дети нашей страны научатся читать и писать. Большое вам спасибо за помощь! А в благодарность я приготовила вам подарки»
Детям вручаются раскраски.