Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Метод проектов в работе с дошкольниками

Метод проектов в работе с дошкольниками

Опубликовано 15.04.2015

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная  исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность  детей, в процессе которой ребенок познает  себя  и окружающий мир, воплощает  свои знания  в реальные продукты.

см. Семейный экологический проект "Вода в доме"

Название проекта:    «Ах, вода, вода»

Автор проекта: Беспалов Виталий, воспитанник старшей группы №1 МБДОУ ДС КВ  №14 станицы Северской Краснодарского края

Руководитель: Лысоконь Любовь Александровна, воспитатель старшей группы №1 МБДОУ ДС КВ  №14 станицы Северской Краснодарского края

Исполнители проекта: родители Беспалова О. В., Беспалов М. Е.

Основная цель проектного метода для дошкольников:
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Значение проектного метода:
-дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
-помогает осваивать окружающую действительность;
-способствуют развитию творческих способностей;
-способствуют  умению  наблюдать, слушать;
-помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;
-способствуют развитию навыков   обобщать и  анализировать;
-развивают речь, память, мышление, воображение;
-формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества;
-стимулирует к самосовершенствованию.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов  интеграции, использование метода в обучении дошкольников –подготовительный этап  для дальнейшей его  реализации  на следующей ступени образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому  в воспитательно - образовательном процессе ДОУ  проектная деятельность носит характер  сотрудничества, в котором  принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители  и другие члены семьи. Специфика использования метода проектов  в дошкольной практике  состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать  обнаруживать проблему  или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес  и включать детей в совместный проект, при этом  не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Педагог моделирует цикл творческой, познавательной,  практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста  и развития воспитанников.

Виды, типы  проектов.

По доминирующему методу:
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения
(гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент).  Например: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»;
- информационные – направлены  на  сбор  и анализ информации  о каком -либо  явлении, объекте. Например, «Герои- земляки»;
- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма и др. (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам», спектакль для малышей;
- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и  содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях.  В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки»;
- практические, связаны с работой   на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней.

По характеру содержания   включают:
- ребенка и его семью;
-ребенка и природу;
-ребенка и рукотворный мир;
- ребенка, общество и культуру

По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
-коллективные

По продолжительности  выполнения:
-краткосрочные (одно или несколько занятий)
-среднесрочные
-долгосрочные ( в течение года)

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2. Целеполагания.
(мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь учащимся  сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы, понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.

3. Планирования.
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:
- к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю);
- в каких источниках найти информацию;
Какие предметы ( оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает  организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Исполнительский

- этап реализации работы над проектом:

4.1 Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений  для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания.

5. Презентационный ( представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о ходе и результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на «проживание» определенной ситуации –их важнейший состав – процесс деятельности (для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6. Рефлексивно- оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми  не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач  на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей  на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации  и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7.Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта  имеют профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей, неформальное отношение к ней, значимость  возможности пережить  вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения