Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Игры для развития, коррекции слухового восприятия у дошкольников

Игры для развития, коррекции слухового восприятия у дошкольников

Опубликовано 22.04.2020

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности.

Адаптация детей с нарушениями слуха часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет.

Все это обусловливает необходимость предельно раннего коррекционного вмешательства.
Вашему вниманию представлена серия игр для развития и коррекции слухового восприятия, слухового внимания и интереса.

Игра «Звени колокольчик»
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды
(Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.

Ход игры:
Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).

Игра «Беги в свой домик».
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: бубен, детский стульчик.
Ход игры
Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.

Игра «Поймай меня».
Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Материал: платок, колокольчик.
Ход игры
Взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя». Можно провести игру наоборот: ребенок ловит взрослого.

Игра «Угадай, кто в домике живет?»
Цель: учить дифференцировать звукоподражания.
Материал: два домика, собачка и кошечка.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так — «гав-гав». Она живет в этом домике — сажает собачку в один из домиков. А это — кошечка. Она умеет мяукать — «мяу-мяу». Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».

Игра «Кто как кричит?»
Цель: учить дифференцировать звукоподражания.
Материал: картинки с изображением животных
(петуха, лягушки, коровы и т.д.).
Ход игры:
Взрослый раскладывает поочередно перед ребенком картинки и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Взрослый произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.