Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Учим думать и размышлять

Опубликовано 30.03.2020

Ребенок по своей природе любознателен. Его особенно интересует все новое. Он впервые узнает, что сосулька, зажатая в кулак, превращается в воду, что бумага шелестит, рвется, мнется, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

В дошкольные годы у ребенка все более и более развиваются умственные способности: память, внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Недаром К.Д.Ушинский отмечал: «В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям». Учите детей наблюдать, тем самым пробуждая в нем любопытство, интерес к окружающему, любознательность. старайтесь при этом вызвать у них чувство радости, удивления, восторга. Все, что задевает чувство ребенка, особенно остро воспринимается им, будит его сознание, заставляет думать, размышлять. Какие существуют возможности у родителей в развитии у ребенка мыслительной активности, умения самостоятельно делать выводы. 

Вы прочитали дочери или сыну книгу. Побеседуйте о прочитанном. Попытайтесь выяснить, как ребенок понял содержание книги, сумел ли он вникнуть в причины событий, правильно оценить поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев одобряет, других осуждает. Например, прочитав рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», попытайтесь выяснить, понял ли маленький слушатель главную идею – человечности, доброты, отзывчивости. Можно поставить перед ним вопросы: «Почему Миша сказал, что собирается кормить отца и мать из лоханки, как дедушку? Почему ты так считаешь? Как бы ты поступил на месте Миши?»

Ребенок растет и его любознательность к окружающему миру возрастает.
Встречаясь с невиданными еще предметами, он спрашивает: «Что это?»
Обращенный к вам вопрос – свидетельство углубляющегося интереса к окружающему миру. Утолению умственного голода «почемучек» должны служить толковые, доступные ответы. Для ребенка, лишенного жизненного опыта, не умеющего читать, наши пояснения являются чуть ли не единственным источником, помогающем разобраться в массе впечатлений. Своими ответами мы вносим систему в познание мира, учим ребенка думать, стимулируем его интерес к окружающему.
Как отвечать на детское «Почему?», чтобы тот интерес, который заключен в самом вопросе не угасал, а развивался? Прежде всего, всегда отвечать по возможности так, чтобы ребенку был понятен ответ. Ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль. Именно поэтому не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ на детское «почему». Попробуйте спросить: «А как ты думаешь? Почему? Как ты узнал? Давай понаблюдаем, а ты примечай». Ведь если ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, то у него формируется устойчивый направленный интерес к раскрытию нового.
Стимулировать детскую любознательность можно и прямым предложением: «Ты хочешь еще что – нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить». Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.  
Любознательность и наблюдательность лежит в основе воспитания умственной активности: вместе с обостряющимся умением смотреть и видеть, перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного, заставляющая его думать, сопоставлять, делать умозаключение. Мир удивительного для ребенка всегда рядом, так как он способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой. Очень важно научить ребенка самостоятельно мыслить.
Сухомлинский говорил: «Прежде, чем давать задания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».Мы обязаны подвести ребенка к умению производить сравнение, находить общее, самостоятельно решать задачу, преодолевать доступные трудности, применять полученные знания в своих детских маленьких делах. И, наконец, самое важное – разбудить потребность и интерес к познанию нового.