Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста

Опубликовано 30.11.2020

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К . Д. Ушинский

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
- пересказ литературных произведений,
- составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов,
- заучивание стихотворений,
- составление рассказов по картине.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:
•    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
•    Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
•    Употребление нелитературных слов и выражений;
•    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
•    Трудности в построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
•    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
•    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. Д;
•    Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:
•    Развивать связную и диалогическую речь.
•    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
•    Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
•    Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
•    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
•    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
           Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
            Пересказ литературных произведений.
       Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
       На занятиях по пересказу литературных произведений, решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения.  
       Работу на занятиях по мнемотаблицам необходимо проводить в три этапа.
- 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших – дети могут уже самостоятельно.
       Этапы работы над текстом при пересказе:
• Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
• Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
• Беседа по содержанию текста.
• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

       Описательный рассказ.
       Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребёнку очень трудно. Очень важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
        При составлении описательного рассказа мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определить главные признаки предмета, установить последовательность изложения, удержать ее в памяти. Картинки – помощницы формируют представление об объекте. Дети сами отбирают значимые факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь.
       Мнемотехника многофункциональна. На её основе создают разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные символы с детьми для описания предмета, необходимо только придерживаться следующих требований:
- символ должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию символа следует обсуждать с детьми, чтобы они были им понятны.
       Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы.
       Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
       Составление рассказов по сюжетной картине
       Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.
       Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:
• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
• определение взаимосвязи между ними;
• объединение фрагментов в единый сюжет.
       Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
       Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
       В данном случае в качестве элементов схемы рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.                                                   Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
 
       Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут в развитии речи дошкольника.
       Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.