Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Любознательный Умка

Опубликовано 07.02.2017

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Составили и провели: Баур О.С., учитель-логопед, Кузнецова О.А., воспитатель

Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: закрепление лексической темы «Животные Севера», в ходе экспериментально-исследовательской и игровой деятельности с детьми.

Коррекционно-образовательные задачи:
- систематизировать и углубить представления детей о животных и природных условиях Северного полюса (Арктики);
- познакомить с новым понятием «северное сияние»;
- познакомить с нетрадиционным методом рисования – рисованием на молоке;
- учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать диафрагмальное дыхание, направленную воздушную струю, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества и взаимодействия в детском саду.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.
Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Предварительная работа:
- беседа с детьми о климатических, природных условиях Северного полюса, об образе жизни животных Севера, где живут, чем питаются, как приспосабливаются к суровым условиям обитания;
- рассматривание предметных и сюжетных картин по теме;
- отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме;
- разучивание физкультминутки «Мы идем»;
- просмотр мультфильма «Умка»;
- создание презентаций.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – презентации к занятию «Северный полюс», «Северное сияние», глобус, электронное письмо от Умки, конверт с заданием, контейнер с водой.
  • раздаточный материал – простые и цветные карандаши (по количеству детей), листочки с заданием «Буквенная загадка», снежинки, картинки с изображением бурого и белого медведей для игры, медальки; для опыта: салфетки (сухие и влажные), крем (жирный); для рисования: тарелки с молоком, пипетки, стаканы с краской (синей, красной, желтой), жидкое мыло, ватные палочки;
  • технические средства - ноутбук с колонками, музыкальное сопровождение, видеопроектор и мультимедийный экран.

Ход НОД
1.    Организационный этап
Педагог приветствует детей.
Педагог: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо. Но оно адресовано не мне. Как вы думаете кому? (Ответы детей). Хотите узнать, что в нем написано? (Да).
Чтение письма педагогом (на слайде).
«Здравствуйте, ребята. Я живу в очень интересном месте, здесь все кругом белое, красивое, блестящее и холодное. Я знаю, что вы посещаете подготовительную группу, много знаете и умеете. А у меня скопилось множество вопросов, на которые мне никто не может ответить, поэтому я прошу вашей помощи.
Ваш друг.

P.S. А чтобы вы могли отгадать, кто я такой, я отправляю вам подсказку-конверт».
Педагог: Ребята, а я никакого конверта не видела? Где же он может быть? (Дети ищут конверт). Давайте, посмотрим, какая же подсказка находится в конверте?
Упражнение «Буквенная загадка»

Педагог: Перед вами картинки, давайте назовем их: утка, мороженое, ключ, арбуз. Вам нужно определить первые звуки в словах, названиях предметных картинок и написать их в пустых квадратиках под картинками. Напоминаю, пишем мы слева направо. (Дети выполняют).
Педагог: Назовите 1-ый звук в слове утка? (Звук У). … в слове мороженое? (Звук М). … в слове ключ? (Звук К). … в слове арбуз? (Звук А).

Прочитайте, какое слово получилось? (УМКА).
Сколько слогов в слове УМКА? (Два слога).
Сколько звуков в слове УМКА? (Четыре звука).
Какой 1-ый звук в этом слове? (Звук У). Дайте ему характеристику. (Звук У – гласный, ударный).
Какой 2-ой звук в слове? (Звук М). Дайте ему характеристику. (Звук М – согласный, твердый, звонкий).
Какой 3-ий звук в слове УМКА? (Звук К). Охарактеризуйте его. (Звук К – согласный, твердый, глухой).
Какой 4-ый звук в слове? (Звук А). Охарактеризуйте его. (Звук А – гласный).
Сколько всего гласных в слове УМКА? (Два гласных).
Сколько согласных? (Два согласных).
Теперь, можете раскрасить звуковую схему слова УМКА.(Дети выполняют). Давайте проверим, правильно ли, вы, выполнили это задание. (Один ребенок называет, другие сверяют).
Педагог: Ребята, так от кого же нам пришло письмо? (От УМКИ).

2.    Основной этап
(Звучит музыка, появляется УМКА)
Педагог: Ребята, кто это? (Это УМКА, герой мультфильма.)
Умка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам издалека. Вы знаете откуда? (С Северного полюса, с Арктики). А что это за шар такой интересный? ( Это глобус – это малая модель земли). А вы можете показать на глобусе Северный полюс? (Дети показывают). Ребята, а я вам привез показать фотографии с моей Родины, хотите посмотреть? (Ответы детей).
Беседа с детьми, с одновременным показом фотографий, по следующим вопросам:
Умка: Что такое Северный полюс?(Северный полюс - это ледяная пустыня).
Какой океан находится на Северном полюсе? (На Северном полюсе находится Северно-Ледовитый океан).

Есть ли на Северном полюсе лето? (Да).
Почему снег и лед летом не тают?(Потому что, летом на Севере сохраняется минусовая температура, солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лед и снег не тают).
Что такое полярная ночь? (Полярная ночь – это когда солнце на полгода скрывается за горизонтом, только свет луны и звезд, освещает  бескрайние снежные просторы).
Что такое полярный день? (Полярный день – это когда все время день и светло).
Живут ли люди на Северном полюсе? (Люди здесь не живут, иногда приезжают с экспедицией для изучения и наблюдения за климатом, животными).
Педагог: Спасибо, Умка, очень интересные и красивые фотографии. Умка, любишь ли ты играть? (Конечно). А мы с ребятами знаем физкультминутку про твою Родину, про Северный полюс. Хочешь с нами поиграть? (С удовольствием).

Физкультминутка «Мы идем».
Мы идем, идем вперед              (Шагают по кругу)
Очень удивляемся                      (Поворачиваются в круг, пожимают плечами)
Справа лед и слева лед             (Повороты головы с рукой)
Перед нами тоже лед                (Показывают перед собой)
Где же он кончается?                (Пожимают плечами)
Дуют ветры ледяные                 (Машут руками перед собой)
Горы снежные,                           (Руки вверх, поднимаются на носочки)
крутые                                         (Садятся на корточки, руки опускают вниз)
Там о лете не слыхали              (Отрицательный жест рукой)
Там согреешься едва ли.          (Обнимают себя)
Он не мал                       (Показываю руками перед собой «маленький предмет», одновременно отрицательно машут  головой) и не велик  (Разводят руки в стороны,  одновременно отрицательно машут головой)
Этот снежный материк.            (Хлопают поочередно ладонями – кулаками)  
Умка: Ой, ребята, что-то мне жарко стало от вашей игры. Надо мне охладиться. Нет ли у вас снежного ветра?
Педагог: Ребята, чем же мы можем помочь Умке? С помощью чего мы можем сделать снежный ветер? (С помощью снежинок и своего дыхания).
Умка: Я сяду в центре на льдину, а вы дуйте на меня.
Дыхательная гимнастика «Снежинка, лети»
Вспомнить правила выполнения дыхательной гимнастики:
-вдох - носом, при этом плечи не поднимать;
-выдох - губы трубочкой, щеки не надувать.
Умка: Вот спасибо, охладили меня. Ой, ребята, вспомнил, ведь я же не просто так пришел к вам в гости. У меня скопилось множество вопросов, а ответов на них нет. Что мне делать, не знаю? (Ответы детей).
- Слушайте мой первый вопрос:
«Почему, медведи, тюлени, моржи не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды?»
Педагог: Ребята, вы знаете ответ на этот вопрос? (Эти животные не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды, потому что их кожа и  шерсть покрыты жиром, который не дает им намокнуть).
Умка: Умка не верит, пока не проверит.
Педагог: Ребята, давайте проведем опыт и докажем Умке правильность наших знаний.
Опыт.
Педагог: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите не нее внимательно. Какая она? (Она мокрая). Т.е. рука покрыта тонким слоем воды. А если бы сейчас ударил мороз, то чтобы случилось с водой? (Вода превратилась бы в корочку льда, и рука замерзла бы).
Вытрите руку и давайте нанесем на кожу ладони крем, напоминающий свойства жира. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Какая вода на руке? (Вода собралась капельками). А теперь встряхните руку, что случилось? (Капельки слетели). На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды встряхиваются.
- Ну, Умка, убедился, что ребята правильно ответили на твой вопрос?
Умка: Молодцы, на первый вопрос ответили, теперь переходим ко второму:
«Чем отличаются бурый и белый медведь? И сможет ли бурый медведь жить на Северном полюсе, а белый в лесу?»
Педагог: Ребята, чтобы ответить Умке на этот вопрос нам нужно разделиться на две команды. Как мы сможем это сделать? (Ответы детей).
Игра «Найди отличия»
Команда «Бурый медведь»    Команда «Белый медведь»
Где живут медведи?
Бурый медведь живет в лесу.    Белый медведь – в Арктике (на Северном полюсе), на льдине.
Сравните медведей по внешним признакам.
У бурого медведя более короткая шея и шерсть коричневого цвета. Подкожный жир у бурого медведя накапливается только к зиме.    У белого медведя – шея более длинная и шерсть – белого цвета. Под шкурой находится толстый слой подкожного жира, который спасает от морозов. На пальцах лап есть плавательные перепонки, на подошвах лап  шерсть, которая позволяет не скользить и не мерзнуть на льду.
Умка: На самом деле, у белого медведя шерсть не белая, она прозрачная (волосики внутри пустые, полые), а кожа – черная, она помогает медведю переносить сильные морозы, потому что черный цвет лучше притягивает солнечные лучи.
Чем питаются медведи?
Бурый медведь ест малину, рыбу, мед.    Белый медведь ест рыбу, тюленей, иногда моржей.
Что делают в зимнюю пору?
Зимой бурый медведь впадает в спячку и спит в берлоге.    Белый медведь спит на льдине, на снегу и не впадает в спячку.
Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться местами и почему?
Нет. Бурый медведь замерз бы среди снегов.    Белому медведю  было бы очень жарко летом в наших лесах.
Умка: Молодцы, ребята, на все мои вопросы ответили. А я для вас приготовил сюрприз. Я хочу познакомить вас с самым моим любимым явлением природы на Северном полюсе – северным сиянием.
(Показ презентации «Северное сияние»)
Умка: Северное сияние – красивейшее явление природы, внезапно появляющееся и точно также внезапно исчезающее. Это когда на небе видны волны красного, зеленого, синего цвета, переливаясь и вспыхивая, они проносятся по небу с одного края на другой. Это зрелище захватывает дух и может продолжаться от десяти минут до нескольких суток. Северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов -  кислорода и азота,  и заставляют их светиться.
- Ну, что понравилось вам северное сияние? Правда, необыкновенно красивое явление природы? (Вот бы оставить его на память!)
Педагог: А как можно оставить на память северное сияние. (Нарисовать). А на чем? (Ответы детей)

Умка: Ребята, а я не умею рисовать на листочке, но зато я умею рисовать на молоке. Хотите, и вас научу? (Да).
В тарелку с молоком, капните с помощью пипетки по несколько капелек красок разных цветов на некотором расстоянии друг от друга. Теперь возьмите ватную палочку и коснитесь молока. Обратите внимание, что ничего не происходит. После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды и коснитесь молока в течение 10 секунд. Только касаемся, не перемешиваем. А теперь понаблюдайте, как краски начинают «танцевать», двигаться, перемешиваться. Чтобы придать узору еще большую красоту, поводите по поверхности молока зубочисткой.

3.    Итог занятия.
Педагог: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
Для чего мы этого делали? (Ответы детей).
Что нового вы узнали? (Ответы детей).
Что больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Что бы вы хотели рассказать дома родителям, друзьям? (Ответы детей).
Ответное слово Умки.
Раздача медалей.
Прощание с Умкой.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Спасибо!