Системные и продуманные занятия с ребенком помогут ему в дальнейшем легче включиться в процесс школьного обучения и, в частности, быстрее овладеть навыками письма.
Прежде чем разучить с детьми упражнения, необходимо самим хорошо освоить каждое из них. Необходимо, чтобы у ребенка осталось впечатление легкости и эмоционального подъема от увиденного. Только тогда он с удовольствием будет выполнять задание, и в дальнейшем он вспомнит его сразу, увидев соответствующую картинку. Будьте терпеливы и доброжелательны, а результаты обязательно порадуют.
Пальчиковая разминка
Пальчики
(Перечисляя пальчики, показываем их на обеих руках.)
Как у нашей Галечки
Есть на ручках пальчики.
Есть мизинчик, безымянный.
Средний, указательный
И большой. Их имена
Запомни обязательно.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Пять, четыре, три, два, раз.
Сколько пальчиков у нас?
Лапки, усики, хвосты
Муравей
Каждый знает: всех сильней
Наш трудяга – муравей.
Только малого он роста
И сразиться с ним непросто (изобразить усики у муравья).
Бегемот
Каждый знает: бегемоту
Очень скучно жить в болоте!
И поэтому зевоту
Мы прощаем бегемоту!
(показываем двумя пальчиками, как бегемот зевает).
Заяц
Каждый знает: длинный хвост
В обращении непрост.
С ним не спрячешься за грядкой,
И не съешь морковь украдкой.
(изображаем хвостик зайчика).
Жираф
Каждый знает, что жирафу
Глупо прятаться за шкафом.
Почему? Да очень просто:
Нет шкафов такого роста!
(показываем указательным пальчиком, как жираф пытается согнуть шею).
Божья коровка
Знает каждый муравей:
Бабки – липки нет смешней.
Тяжела, кругла, неловка
Наша божия коровка!
(показываем усики божьей коровки).
Кот
Кот Васька в повале живет и на крыше,
Его опасаются местные мыши.
А сколько у Васьки усов и когтей!
Но ласково встретит он наших гостей.
(показываем, как кот выпускает коготочки).
Львенок
Вот стану царем, дослужусь до короны –
Не будут со мною дразниться вороны,
И с гордостью зря какаду – попугаи
Презрительно мимо меня пролетают.
(показываем ладошкой, как львенок выгибает спинку).
Черепаха
Когда я гуляю по травке в лесу,
С трудом и отдышкой свой панцирь несу.
Но ежели я нахожусь под водой,
Попробуй – ка, братец, угнаться за мной!
(показываем ладошкой и четырьмя пальчиками, как движется черепаха).
Паук. Осьминог
Используя все восемь ног (или рук)
Плетет паутину разбойник – паук.
Используя все восемь рук (или ног)
Плетется по водорослям осьминог.
(изображаем 8 пальчиками паука и осьминога).
Божья коровка
Расправила крылья
Стремительно, ловко,
И в небо умчалась
Божья коровка.
(показываем, как летает божья коровка).
Осетр
Он похож на субмарину,
Но всего наполовину:
Нет трубы, боков железных-
В рыбьей жизни бесполезных.
(показываем, как плавает осетр).
Тигр
Тигры знают: в океане
Моряки и капитаны!
И у тигра есть полоски,
А не только на матроске!
(рисуем пальчиками полоски тигра).
Павлин
У павлина веер – хвост,
Полон желтых, синих звезд.
Эти звезды у хвоста –
Вся павлинья красота!
(сжимаем и разжимаем пальчики на ладони, изображая хвост павлина).
Десять птичек – стайка
(сжать кулачок, на название каждой птички отгибать один пальчик)
Пой – ка, подпевай – ка,
Десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка;
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко;
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж…
Ну, а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
(обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»).
Дождик
Дождик песенку поет, (пальцы постукивают по столу,
Только кто ее поймет? сначала медленно, потом быстрее.
Не пойму ни я, ни ты, пальцы барабанят быстро – быстро.
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно,
Прорастать начнет оно.
Кончился дождь! пальцы стучат все медленнее, останавли-
ваются.
Дружба
Дружат в нашей группе обхватываем правой ладонью левую и по-
Девочки и мальчики качиваем в ритме стихотворения.
Мы с тобой подружим обхватываем левой ладонью правую и по-
Маленькие пальчики качиваем в ритме стихотворения.
Один, два, три, четыре, пять. соединяем пальчики обеих рук, начиная с
Пять, четыре, три, два, один. большого, затем соединяем пальчики, на-
чиная с мизинца.
Пальчики уснули
Пальчики уснули, сжимаем пальцы обеих рук в кулачки.
В кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять разгибаем поочередно пальцы правой ру-
ки
Захотели поиграть, шевелим ими.
Разбудили дом соседей, стучим одним кулачком о другой.
Там проснулись шесть и семь. разгибаем поочередно пальцы левой руки
Но пора обратно всем: шевелим пальцами обеих рук
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся, сгибаем поочередно пальчики сначала на
Четыре, три, два, один - левой, затем на правой руке.
Снова мы в кроватках спим.