Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пальчиковые игры

Опубликовано 27.08.2018

Пальчиковые игры – один из методов развития мелкой моторики рук.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же  время период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст».

Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой  радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождения.

Речь идет о «пальчиковых» играх, которые и обучением – то назвать сложно. Веселое , увлекательное и полезное занятие! «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще  Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «…он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие  способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку –  белобоку», «Козу рогатую».  Специолисты  возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные  окончания рук воздействует на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того что – бы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1.    Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит  подготовить  малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст эмоциональный настрой.
2.    Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3.    Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4.    Выполняйте вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5.    При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6.    Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7.    Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8.    Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9.    В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
10.    При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11.    Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
12.    Не ставьте перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13.    Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

С 5 до 7 лет дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочередно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)
  Необходимо обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев  и всей кисти, умение удержать предмет.