Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Задержка речевого развития: что делать?

Опубликовано 31.03.2020

Хорошая, понятная речь – залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.

Как развивается речь ребенка?

До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т.п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетание слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т.п.

В 12-15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 18-24 месяца многие дети уже произносят 20-30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т.ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т.д.
В два-три года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое-маленькое, светлое-темное и т.д.

От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала) разговаривать в четыре года (пять лет)», «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполниться четыре года»…Все это – мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?
Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.
Биологические:
• родовые, черепно-мозговые травмы;
• заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
• внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции;
• недоношенность или переношенность, гипотрофия;
•неонатальные менингиты и энцефалиты;
• частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка;
• поствакцинальные осложнения;
• проблемы со структурой языка или неба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова);
• нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки);
• проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи);
• отставание в умственном развитии.
Социальные:
 • отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;
• неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов;
• невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»);
• педагогическая запущенность;
• стрессы, психотравмы.
Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит элементарные речевые навыки общепринятого языка.
Еще одна причина – гиперопека. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность.
Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Ребенок привыкает прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответит на тот или иной вопрос.
Как развить речь ребенка?
Развитие речи у дошкольников – процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:
• артикуляционная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.
Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.
Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.
Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3-5 мин. старшим дошкольникам в течение 7-10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание), а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать.
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика – инсценировка стихов или каких – либо историй при помощи пальцев.
Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику.
Что дает? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
 Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувства такта: формируют умения слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание.
В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма.
Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективная только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций.
Рекомендуется заниматься ежедневно: младшим дошкольникам – 3 – 5 мин., старшим – 5 – 10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается.
Скороговорки
Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией.
Для чего? Скороговорки предназначены для формирования и развития красивой ровной речи, улучшения дикции, развития речевого слуха, обогащения словарного запаса.
 Как использовать? Сначала нужно прочитать ребенку скороговорку и, если есть возможность, показать иллюстрацию к ней. Затем следует объяснить значения сложных слов.
Рекомендуется проговаривать скороговорку, прохлопывая ритм ладонями, а затем попросить ребенка повторить – это помогает улавливать слоги в словах. В дальнейшем данный навык пригодится в школе. Можно предложить ребенку взять в руки мячик и проговорить скороговорку, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками. Повторить не менее трех раз подряд в быстром темпе.
Чистоговорки
Разновидностью скороговорок являются чистоговорки – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Для чего? Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки произношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «выговорится». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно.
Что дает? Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков.
Как использовать? На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.
Пословицы
Пословица – сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Для чего? Одна из задач развития речи ребенка – развитие словаря. В дошкольном возрасте он должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, успешно обучаться. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатый словарный запас – признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития.
Дети владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Что дают? Вырабатывается правильное произношение звуков, развивается грамматически правильная речь, что дает детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Знакомясь с пословицами, дошкольники овладевают навыком абстрактного, образного мышления. Малые фольклорные формы вызывают у них эмоциональный отклик, способствуют успешному запоминанию различных слов.
Как использовать? Вводить пословицы при общении с ребенком нужно как можно раньше. При этом надо обязательно объяснять ему их смысл, учить мыслить с помощью метафор, применять пословицы к различным современным ситуациям.
Вариантов использования много. Например, можно прочитать ребенку небольшой рассказ и попросить его подобрать к нему пословицы, предложив несколько вариантов. Другой вариант: показать какую – либо сюжетную картинку и проговорить пословицу к ней. Все это развивает образное мышление и воображение. Затем нужно научить ребенка самостоятельно подбирать пословицы к конкретным сюжетам.