Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

О самостоятельности детей 3-5 лет

Опубликовано 24.10.2018

Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании и др.); выполнении отдельных поручении (дежурство по столовой, уход за растениями и животными); организация предметной среды для самостоятельных игр; использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей). В младшем дошкольном возрасте (3-4года) – самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки. Замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки, лицо, вовремя пользоваться носовым платком пр.)

В среднем дошкольном возрасте (4-5лет) продолжать учиться самостоятельно одеваться – раздеваться, быть всегда аккуратным и опрятным, чистить свою одежду щеткой, умываться, чистить зубы, подготавливать и убирать свое рабочее место.

Хозяйственно-бытовой труд в младшем дошкольном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослыми. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стулья. И пусть их труд совсем незначительный, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Необходимо, чтобы труд  был для детей посильным. Однако уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы этот труд завершился наглядным результатом, тогда дети осознают его значимость, необходимость.

Младшим дошкольникам со второго полугодия прививаются умения и навыки дежурства по столовой. Путем поручений у ребенка воспитывают умения выполнять несколько  трудовых действий, связанных с накрыванием на стол .На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол  с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры “Накроем стол для кукол”, “День рождения Мишки”. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят.

Воспитывая у детей любовь к труду воспитатель старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке. Малыши могут выполнять некоторые поручения (например, собрать сухие листья, погрузить их в ведерки и отнести в указанное место). Весной воспитатель привлекает детей к посадке семян на грядке. Дети встают по обе стороны грядки, каждый ребенок раскладывает семена в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Воспитатель засыпает бороздки землей и поливает их.

В уголке природы воспитатель показывает и объясняет детям как поливать растения, протирать листья влажной тряпочкой, рыхлить землю. Овладев навыком, дети выполняют действия самостоятельно.