Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Фольклор

Опубликовано 18.03.2019

Беседа: «Едем в гости к бабушке, на вкусные оладушки»
Воспитатель 1. "Ребята, кто  из вас был в деревне? Приходилось ли Вам бывать в русской избе? А вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдём в гости к бабушке Варварушке. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в русской избе. Посмотрим, как живет бабушка Варварушка, пойдемте".

А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)

(Выходит воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)
Бабушка Варварушка: "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.
Скок-поскок,
Сколочу мосток
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.

Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка. А вас как зовут? ".
Дети по очереди называют свои имена.

Бабушка Варварушка: "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?

(Ответы детей)
А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит".
Знакомство детей с ухватом и чугунком, с крынкой, самоваром.
Бабушка Варварушка: "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".
Ответы детей. "Поможем, бабушка".
 (Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми)
 
«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Маше два, Паше два,
Ване два, Ане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.»
(имитируют действия)
Бабушка Варварушка: " Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игр. кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?
- Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? Расскажите мне."
 (Дети говорят потешку)
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.»
Бабушка Варварушка: «Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.»
Считалка
1. Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Две сороки, соловей.
 
2. За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Мишка, мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.
«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»
 Бабушка Варварушка:  «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»
Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети — вторую и т. д.
«Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»
«Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
«Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!»
-А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!»
 Бабушка Варварушка: "А сейчас я хочу познакомить  вас с петушком Петей
Давайте вместе поищем петушка».
(Дети находят петушка на заборе)
Бабушка Варварушка: "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".
Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку. Включается мелодия.
«Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь»
 Бабушка Варварушка: "Понравилась тебе, Петушок,  песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.
Есть у меня волшебный сундук. В этом сундуке сказки живут, давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.»
 1. Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать.
Он решил друзей позвать.
Друг за друга взявшись крепко,
Тянут все из грядки. (репку).
 
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок».)
 
3. А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь».)
 
4. От родной своей сторожки
Убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног.
Кто же это? (Колобок.)
 
5. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка.)
 
6. Добрый маленький герой
Разделил свой дом с лисой.
А лисица злой была
И зайчишку прогнала.
Сам вернуть свой дом на смог,
Петушок ему помог.
(«Заюшкина избушка».)
 
Бабушка Варварушка: «Молодцы, ребятки, отгадали загадки»
Бабушка Варварушка: «А ещё в моём волшебном сундучке живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки?»
(Ответы детей)
Бабушка Варварушка: «А вы знаете, что на ложках играть можно! Давайте поиграем ».
(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на ложках и колокольчиках.)
Бабушка Варварушка: «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»

Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька»
Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»
Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»
Словесная игра «Ладушки ладошки»


























Консультация для родителей.
Детский фольклор.
Бесспорно, Вы родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам  и другим жанрам.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки –коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки - у которых нет конца  и которые можно обыгрывать множество раз.
 Я хотела бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
   Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если вы взрослые с ранних лет приучаете беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда помогайте построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
 Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Если у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо»  используйте закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
   У детей данного возраста, повышенная возбудимость, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т.д. Ходьба движения рук иногда отсутствует или не согласованы с работой ног. Стопы развернуты носком внутрь и широко поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлепанье), так как ноги ставятся на всю подошву, туловище наклонено вперед, темп неустойчивый, шаг неровный. Поэтому   показывайте, как правильно ходить, чтобы дети подражали вам. Взрослые должны бегать рядом с ребенком, показывать, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.
  Следующий вид игр, в которых я предлагаю вам использовать детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняйте  такие движения:
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - «фонарики».
Вместе с движениями произносите слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показать сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).                            
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца.).
  Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор используйте и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь вам приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Вы знаете , что дети любят играть, поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки, постоянно играйте с детьми, наблюдайте  за игрой, цените её, как одно из важных средств воспитания.
Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни вашего ребенка.
Укладывание ребенка спать вечером не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.
Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.  Он будет спать спокойно, крепко.
 Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И - день начался.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами!